Английская версия

+7 (343) 270-75-00

          info@uphc.ru

  • Главная
  • Новости
  • Уральский биомедицинский кластер обсуждает проблематику госзакупок отечественной медицинской продукции и корпоративные программы укрепления здоровья сотрудников на заседании в Уральской торгово-промышленной палате

Уральский биомедицинский кластер обсуждает проблематику госзакупок отечественной медицинской продукции и корпоративные программы укрепления здоровья сотрудников на заседании в Уральской торгово-промышленной палате

3 июля 2024 года состоялось заседание Комитета Уральской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности под председательством Александра Петрова, посвященное вопросам взаимосвязи производительности труда и модификации факторов риска в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области, а также проблематике государственных закупок медицинских изделий и лекарственных препаратов отечественных производителей.

В заседании приняли участие члены Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков (АМСМР), Ассоциации медицинских и фармацевтических производителей Свердловской области, Уральского биомедицинского кластера и представители Уральской торгово-промышленной палаты.

«Сегодня одним из основных моментов эффективности труда и здоровья граждан является мотивация сотрудников вести здоровый образ жизни. Модификация факторов риска, минимизация их вреда является одним из приоритетных направлений любого бизнеса», — выступил с приветственной речью председатель Комитета Александр Петров.

О роли модификации факторов риска в повышении производительности труда рассказала на заcедании член Ассоциации АМСМР, к.м.н., врач-кардиолог, заместитель главного врача по организационно-методической и клинико-экспертной работе Центра косметологии и пластической хирургии им. С.В. Нудельмана Анна Исаева.

По сообщению спикера, главными факторами риска, инвалидизирующими население, по-прежнему остаются курение, избыточная масса тела и гипергликемия. Концепция снижения вреда может находить применение в минимизации рисков у группы пациентов, которые не готовы резко изменить образ жизни и полностью исключить эти риски. Например, введенная в 2018 г. Роспотребнадзором маркировка продуктов питания «Светофор» позволяет потребителям понимать, сколько жиров, соли и сахара содержит продукт. Особое внимание спикер уделила проблеме курения и вопросу внедрения альтернативных продуктов (доставляющих никотин, минуя процесс горения) для немотивированных к отказу курильщиков — данный подход отображается в зарубежных профильных клинических рекомендациях. По словам Анны Исаевой, сегодня в Свердловской области здоровый образ жизни ведут 7,8% граждан, сильно уступая антиЗОЖникам, которых 45,4%.

«Основная задача медицинских специалистов Ассоциации АМСМР — консолидировать участие всех четырех сторон, это не только пациенты и здравоохранение, но и государство и бизнес, в отношении достижения общей цели по снижению смертности от хронических неинфекционных заболеваний», — резюмировала Анна Исаева. Спикер рассказала о ряде предложений коллег по проведению мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности – это популяризация ЗОЖ, конкурсы между организациями, пересмотр меню в столовых, проведение зарядки и организация отдельного места для курения.

Развивая тему модифицированных факторов риска, об их экономической эффективности в рамках реализации Национального проекта «Производительность труда» рассказал член Ассоциации АМСМР, заведующий отделением торакальной хирургии «Свердловского областного онкологического диспансера», врач-онколог, торакальный хирург Максим Руденко.

Из доклада Максима Руденко следует, что факторы риска усугубляют не только жизнь и здоровье людей, но и непосредственно влияют как на экономику предприятий, так и на экономику государства. Говоря языком цифр, от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) в мире ежегодно умирает 41 млн человек, что составляет 71% всех случаев смерти по данным ВОЗ. Потери российской экономики из-за ХНИЗ оцениваются в 4% ВВП. С позиции укрепления общественного здоровья и профилактики ХНИЗ, по данным ВОЗ, важное значение имеют модифицируемые факторы риска хронических заболеваний – это курение, употребление избытка соли, алкоголя и гиподинамия. По словам спикера, среди всех пациентов с раком легкого 80-90% — курильщики, а избыточное потребление соли напрямую связано с повышением артериального давления, что составляет 19% всех смертей в мире.

«Чтобы уменьшить бремя ХНИЗ, необходим комплексный межсекторальный подход, направленный на снижение рисков, связанных с этими заболеваниями, включая не только здравоохранение, но и систему образования, бизнес, торговлю и другие сектора», — отметил Максим Руденко. Спикер представил корпоративные программы по укреплению здоровья сотрудников на примере «Северстали», которым удалось добиться значительных результатов, внедрив сбалансированное питание, культурно-оздоровительные программы и обеспечив санаторно-курортное лечение работникам и их детям.

«Важнейшим направлением деятельности присутствующих на заседании организаций является поддержка отечественных производителей. Сегодня, рассмотрение ряда вопросов, касающихся госзакупок отечественной медицинской продукции, сможет способствовать развитию российского медицинского рынка в целом», — подчеркнул председатель заседания Александр Петров.

Проблематику доли отечественных производителей медицинских изделий на российском рынке осветил на заседании заместитель генерального директора ЗАО «Завод «ЭМА» Евгений Фирсов, а также поднял вопрос недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков на примере госзакупок медицинских светильников.

«Завод «ЭМА» является лидером среди производителей светодиодных медицинских светильников в России. В 2022 году доля отечественных производителей данной продукции на российском рынке составляла 64% по отношению к иностранным, однако в 2023 году снизилась до 32%. По словам спикера, причиной тому является длительный путь в реестры (719, 878 ПП), а также тот факт, что иностранное медицинское оборудование не попало под западные и российские санкции (с марта 2022 года введены санкции на поставку электронных компонентов и товаров двойного назначения). Также «Завод «ЭМА» столкнулся со сложностью включения в перечень 616 ПП своей номенклатуры.

Возможным решением сложившейся на российском рынке ситуации Евгений Фирсов видит в обеспечении единого для всех регионов толкования нормативной базы, регулирующей государственные закупки (44, 223, 275 ФЗ и иные), а также в создании методики расчета производственных мощностей для отечественных производителей медизделий для определения возможности закрытия потребности Министерства здравоохранения (и иных ведомств) по производимой номенклатуре.

Выступление исполнительного директора ООО «Аспект Медикал» — производителя реабилитационного оборудования — Марии Поздеевой было посвящено уточнению процедуры включения конкретных медицинских технологий, препаратов, изделий в клинические рекомендации в качестве обоснования закупок для их использования в медицинской практике.

По сообщению Марии Поздеевой, клинические рекомендации лежат в основе стандартизации всей системы здравоохранения, и в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 37 Закона об охране здоровья, ч. 3 ст. 2 Федерального конституционного закона от 10.07.2023 № 4-ФКЗ с 1 января 2025 года оказание медицинской помощи будет осуществляться на основе соответствующих клинических рекомендаций. Таким образом, по мнению спикера, если оборудование (метод лечения или медпрепарат) не включен в клинические рекомендации, то в соответствии с требованиями законодательства их нельзя использовать.

Спикер отмечает, что на данный момент в России действуют 440 клинических рекомендаций, еще 395 будут доработаны по поручению Минздрава до конца года. Одновременно дорабатываются связанные с ними нормативные акты — стандарты медпомощи и порядки оказания медпомощи. Будут ли закупки проводиться на основании нормативных актов или же клинических рекомендаций – этот и ряд других вопросов, связанных с механикой проведения госзакупок, будут направлены для разъяснения в Министерство здравоохранения РФ. В ходе дискуссии по данному вопросу были выдвинуты первоначальные разъяснения — медучреждение не пройдет аккредитацию, если не оснащено по стандартам, которые с 1 января 2025 года не могут быть отменены. А клинические рекомендации касаются качества оказания медпомощи. Поэтому одно не отменяет другое, а лишь открывает дороги производителю.

Важным и актуальным вопросом для обсуждения на повестке заседания стало изменение законодательства о государственных закупках медизделий, лекарственных и дезинфекционных средств с 1 июля 2024 года. В связи с этим о возможностях и рисках для государственных заказчиков и поставщиков продукции рассказал Максим Горнштейн — юрист группы компаний «РАСТЕР» — производителя дезинфицирующей продукции.

По сообщению спикера, новая норма Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» касается закупок вышеперечисленных товаров бюджетными лечебными учреждениями, а также органами исполнительной власти. Теперь заказчики смогут приобрести данные товары без проведения конкурсных процедур у государственного унитарного предприятия, либо акционерного общества, принадлежащего субъекту РФ. В Свердловской области — это АО «Фармация». Для заказчика возможность быстро приобрести необходимые товары у надежного поставщика будет очень востребована. Но она таит в себе и определенные риски для заказчиков – один поставщик попросту не сможет учесть все разнообразные потребности заказчиков. В этом случае может возникнуть риск для эпидемиологической безопасности в регионе.

По утверждению юриста ГК «РАСТЕР», существенные риски возникают и у региональных производителей медицинской продукции. С учетом того, что АО «Фармация» по Закону проводит закупки товаров для лечебных учреждений на конкурсной основе, то определяющим критерием при выборе поставщика является цена товаров. В том случае, если при организации таких закупок не будут учтены все разнообразные потребности заказчиков, то поставлена будет самая дешевая низкокачественная продукция, произведенная недобросовестными поставщиками из других регионов России. Для региональных производителей это грозит риском сокращения или даже ликвидации производств. Дополнительный риск возникает непосредственно в сегменте поставок дезинфицирующих средств — это отсутствие открытого реестра инструкций по применению дезинфектантов.

Резюмируя, Максим Горнштейн предложил ознакомить руководство Минздрава и АО «Фармация» с продукцией региональных медпроизводителей, создать экспертный совет, который поможет «Фармации» учесть все потребности лечебных учреждений, а также сможет отслеживать и сообщать о недобросовестных участниках закупок такой продукции, оказывать методическую помощь при рассмотрении жалоб с участием таких поставщиков. Предложить заказчикам медицинской продукции содействие при экспертном контроле качества поставляемой продукции, а также рекомендовать АО «Фармация» при закупках дезинфицирующих средств требовать заверенную производителем копию инструкции.

По итогам всеобщего обсуждения, участниками Комитета были выдвинуты возможные решения поднятых на заседании вопросов. Все обращения спикеров будут переданы в профильные ведомства от имени Уральской торгово-промышленной палаты.

Вернуться к разделу